Искусственный интеллект и машинное обучение

Человек учится в школе и вузе, получает специальность или повышает квалификацию на работе, получая и усваивая новую информацию. Компьютеры учатся аналогичным образом, а источником информации в этом случае становятся данные. В этом модуле мы расскажем о технологии, которая учится на основе данных, — об искусственном интеллекте.


Все началось в середине XX века, когда английский математик Алан Тьюринг задался вопросом: "Может ли машина совершать действия, неотличимые от обдуманных действий?". Он описал идею "теста Тьюринга" — формального способа определить, может ли машина выполнять мыслительную деятельность по аналогии с человеком. Суть теста в следующем: человек с помощью текстовых сообщений задает вопросы компьютеру и другому человеку, не зная, кто из них кто. Задача — определить, какие ответы приходят от компьютера, а какие — от человека.
В тот же период американский нейрофизиолог Фрэнк Розенблатт разработал "персептрон" — математическую модель, будто бы моделирующую восприятие информации человеческим мозгом (позднее выяснилось, что человеческий мозг устроен значительно сложнее, и персептрон не слишком на него похож). Персептрон Розенблатта был реализован несколькими годами позднее на компьютере IBM и был способен распознавать рукописные буквы латинского алфавита,чем заслужил много внимания со стороны бизнеса и государства и породил надежды на будущие разработки. Однако продвинуться далеко в совершенствовании персептрона не удалось. На тот момент для обучения не хватало ни вычислительных мощностей компьютеров, ни накопленных в электронном виде данных.

В начале XXI века одним из основных драйверов разработки алгоритмов искусственного интеллекта стали данные, а акценты в сфере искусственного интеллекта сместились в сторону таких областей, как машинное обучение, анализ больших данных и др. В отличие от экспертных систем, формализующих человеческий опыт в виде программы, машинное обучение извлекает знания из большой базы данных, благодаря чему получается более точный алгоритм, корректно работающий в более широком круге случаев.

Искусственный интеллект — это комплексное понятие, для которого не существует однозначного определения. Понятие искусственного интеллекта (для удобства сокращают как «ИИ») используется специалистами в различных областях: писателями, журналистами, в бизнесе и науке; и разные специалисты вкладывают свой смысл.
В самом широком смысле искусственным интеллектом называют способность компьютера решать те же интеллектуальные задачи, которые способен решать человек.
Машинное обучение — класс методов искусственного интеллекта, характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение в процессе применения решений множества сходных задач.

Приведенное общее понимание ИИ можно конкретизировать на разных уровнях — это машина, способная:
  • воспринимать и понимать мир через сенсоры (например, анализ изображений и звука);
  • придумывать и создавать новые объекты (например, изображения, видео и тексты);
  • решать интеллектуальные задачи (например, игра шахматы или го);
  • переключаться между задачами и творчески решать сложные интеллектуальные задачи.

Таким образом, искусственный интеллект — это не только технология создания интеллектуальных машин, это целая научная область, которая включает в себя информационные технологии, математику и многое другое. Технологии искусственного интеллекта пронизывают все сферы нашей жизни, а в Банке — все сервисы и процессы. Из видео мы узнаем, как работает искусственный интеллект, как "учатся" его алгоритмы и где в бизнесе помогают принимать решения.

Вопросы для самопроверки

Набор алгоритмов для решения специфических задач
Раздел информатики, изучающий принципы работы человеческого мозга
Совокупность программ, способных самостоятельно обучаться и принимать решения
Технология, позволяющая компьютерам решать сложные задачи, которые раньше мог выполнить только человек
1. Что такое искусственный интеллект?
Технология, позволяющая компьютерам решать сложные задачи, которые раньше мог выполнить только человек
Совокупность программ, способных самостоятельно обучаться и принимать решения
Раздел информатики, изучающий принципы работы человеческого мозга
Набор алгоритмов для решения специфических задач
Все перечисленное
Улучшение урожайности в сельском хозяйстве
Управление линиями производства
Постановка диагноза
2. Какие задачи решает искусственный интеллект?
Постановка диагноза
Управление линиями производства
Улучшение урожайности в сельском хозяйстве
Все перечисленное
Все перечисленное
Нейронные сети
Ансамблевые методы
Обучение с подкреплением
Обучение без учителя
Обучение с учителем
3. Какие методы машинного обучения существуют?
Обучение с учителем
Обучение без учителя
Обучение с подкреплением
Ансамблевые методы
Нейронные сети
Все перечисленное