Урок 5. Защита авторского права
Тема 2
Авторское право и интеллектуальная собственность
Данная тема раскрывает правовые аспекты авторского права и интеллектуальной собственности, ведь правовая защита продуктов творчества становится все более актуальной. Регулирование авторских прав постоянно развивается, и очень важно понимать, как защитить свои авторские права и не нарушить чужие.
Вы узнаете много интересных практических моментов, например:
Когда автор перестает быть правообладателем результата своего труда.
Что такое служебное произведение.
Как можно пользоваться результатами чужой интеллектуальной деятельности.
Расскажет об этом Юлия Яшкова, Главный юрисконсульт Отдела правового сопровождения IP и технологий Управления правового сопровождения внутрибанковской деятельности Правового департамента Сбера.
Ознакомьтесь с видеороликом
Как защитить свои права, если вы являетесь автором (книги, статьи, компьютерной программы, музыкального произведения, веб-дизайна и т. д.)?
Для начала необходимо разобраться, кто такой автор. В действующем законодательстве РФ указано, что автором признается любое физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Может ли являться автором компания или государственный орган? Нет, важно понимать, что автором может быть только человек (физическое лицо).
Необходимо различать понятия «автор» и «правообладатель». Создатель произведения – автор – является первоначальным правообладателем произведения. В момент создания произведения у него возникает так называемое исключительное право.
Исключительное право
Исключительное право – это право автора или правообладателя распоряжаться произведением по своему усмотрению любым не запрещенным законом способом, в том числе запрещать всем использовать произведение либо разрешать его использовать определенными способами и с определенными ограничениями по срокам и территории. Любопытно то, что правообладателем может быть как автор, то есть физическое лицо, которое создало произведение, так и юридическое лицо, то есть компания или государственный орган.
Есть несколько оснований, по которым юридическое лицо может стать правообладателем:
Если сотрудник компании (автор) создал служебное произведение, выполняя свои трудовые обязанности, то по закону правообладателем признается работодатель такого сотрудника.
Юридическое лицо может быть правообладателем, если произведение было создано по его заказу. Например, по договору авторского заказа или по договору выполнения НИОКР.
Компания может получить права от автора или правообладателя по договору отчуждения исключительного права в полном объеме.
Права могут переходить от одной компании к другой, например, в результате реорганизации компании или ликвидации дочерней компании.
Может ли другое физическое лицо (не автор) стать правообладателем? Да, по тем же основаниям, что и юридическое лицо – по договору авторского заказа, по договору отчуждения или в порядке наследования.
В разработке крупных проектов, например, в разработке программного обеспечения, как правило, участвует большая группа людей. В состав этой группы могут входить не только разработчики, которые занимаются написанием кода, но и менеджеры проекта, консультанты, маркетологи, юристы, бухгалтеры, инвесторы. Будут ли все участники такого проекта признаны авторами программного обеспечения? Закон отвечает на данный вопрос однозначно. Не признаются авторами лица, которые не внесли личного творческого вклада в создание произведения, в том числе оказавшие автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие, а также лица, осуществлявшие контроль за выполнением работ по созданию произведения.
Каков срок действия исключительного права, как долго автор может защищать свое исключительное право от неправомерного использования другими лицами?
По общему правилу исключительное право на произведение действует с момента его создания, его выражения в объективной форме (то есть в такой форме, которая делает произведение доступным для восприятия другими людьми, например, в устной или письменной форме на каком-либо материальном носителе), в течение всей жизни автора и 70-ти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Почему 70-ти лет, а не 20-ти или 50-ти? Данный срок призван сохранить баланс между интересами автора и его наследников в части монопольного распоряжения произведением, а также интересами общества, которое после завершения этого срока может получить выгоду от использования произведения без каких-либо ограничений. Так, мы с вами можем беспрепятственно читать, копировать, распространять стихи или сказки А.С. Пушкина без получения разрешения на осуществление таких действий у наследников именитого писателя.
Интеллектуальная собственность
Следующий вопрос, который должен задать себе автор перед обращением за защитой – является ли его произведение интеллектуальной собственностью? Ведь закон защищает от неправомерного использования только интеллектуальную собственность.
Важно понимать, что термин «интеллектуальная собственность» охватывает только сами результаты интеллектуальной деятельности, то есть литературные произведения, картины, фотографии, музыкальные произведения, дизайн, компьютерные программы, базы данных, но не права на них. И мы не можем сказать, что права автора на произведение являются его интеллектуальной собственностью.
Часть 4 Гражданского кодекса РФ, который регулирует права, связанные с интеллектуальной собственностью, содержит исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. То есть мы можем защищать только ту интеллектуальную собственность, которая приведена в статье 1225 Гражданского кодекса ❏.
В этом перечне мы видим всего несколько знакомых и понятных нам слов, например, фонограмма, изобретение или товарный знак, но не видим здесь таких объектов, как контент, компьютерная программа, дизайн, фотография, песня. Дело в том, что во избежание внесения изменений в кодекс каждый раз, когда наши креативные умы создают что-то новое, например, модель искусственного интеллекта, законодатель придумал общие понятия, к которым могут быть отнесены те или иные результаты интеллектуальной деятельности. Так, компьютерная программа, которая представляет собой текстовый код, написанный разработчиком, признается литературным произведением, таким же, как и стих или глава в книге. Фотография относится к произведениям искусства как картина в музее или дизайн-макет интерфейса веб-сайта. Программное обеспечение, модель, компьютерный продукт – всё это может быть отнесено к программе для ЭВМ (электронно-вычислительных машин).
Таким образом, чтобы определить, является ли созданное автором произведение интеллектуальной собственностью, на которую распространяется правовая охрана, нам необходимо посмотреть на сам объект, созданный автором.
Понятие «интеллектуальная собственность» включает в себя несколько видов объектов. Например, такими объектами являются «объекты авторского права».
Объектом авторского права является только тот результат, который создан творческим трудом человека. Закон говорит нам о том, что не являются объектами авторских прав идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методика обучения, расписание автобусов, исторический факт и даже идея, которая не была выражена в объективной форме, то есть в форме, доступной для восприятия другими людьми. Поэтому так часто на деловых переговорах используется режим конфиденциальности. Ведь если кто-то услышит вашу идею и затем воплотит ее в жизнь, то вы не сможете требовать защиты своих авторских прав.
Кстати, любопытным является правило, что произведения, созданные при помощи технических средств, могут быть признаны объектом авторского права. Например, когда разработчик написал код компьютерной программы с использованием ноутбука или фотограф сделал снимок при помощи фотоаппарата. Самым важным является наличие творческого вклада в создание результата. Но если в результате, созданном с помощью технических средств, отсутствует творческий вклад человека, то такой результат не получит правовой охраны. Например, фото- или видео- снимки камеры наблюдения, работающей в автоматическом режиме, не являются объектами авторского права.
На данный момент ведутся дискуссии, может ли автором быть признан робот или искусственный интеллект. Это вопрос, требующий отдельного внимания, но ответ будет по-прежнему «нет», ведь только мы с вами, люди, можем быть признаны авторами произведения.
Также не являются объектом авторского права тексты законов, судебных решений, государственные флаги, денежные знаки, произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов, например, народные частушки или сказки, сообщения о событиях и фактах.
Нарушение авторского права
Итак, мы разобрались, что автором может быть физическое лицо, чьим творческим трудом создан объект авторского права. Что же происходит с использованием произведений? Использование произведений науки, литературы и искусства, а также программ для ЭВМ и баз данных допускается только с согласия автора или иного правообладателя. Использование произведения любым способом без разрешения автора или иного правообладателя является нарушением исключительного права.
На что может рассчитывать автор, если его интеллектуальные права были нарушены? Он может защитить свои права несколькими способами:
Помимо убытков или компенсации автор может защитить свои права требованиями признания права, если кто-то другой называет себя автором произведения. Также автор может потребовать пресечь действия, которые нарушают право или создают угрозу его нарушения. Он вправе потребовать компенсации причиненного морального вреда за нарушение личных неимущественных прав автора, потребовать опубликовать решение суда о допущенном нарушении в СМИ, чтобы придать огласке неправомерные действия нарушителя.
Если правообладателем является юридическое лицо либо нарушителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также если требования автора касаются возмещения убытков или выплаты компенсации, то в таком случае закон требует, чтобы автор направил нарушителю досудебную претензию. Без нее обратиться с иском сразу в суд нельзя. Иск можно подавать в том случае, если предполагаемый нарушитель откажется удовлетворить претензию или оставит претензию без ответа в течение 30-ти дней со дня ее направления. В данном случае рекомендуем направлять претензию заказным письмом, в котором фиксируется дата отправки, а копию претензии направить нарушителю по адресу электронной почты либо в мессенджере.
Охрана прав автора на произведение имеет не только правовое, но и экономическое значение, так как способствует не только защите материального положения автора, но и интеллектуальному обогащению современного общества.
Публично-правовыми, то есть привлечь нарушителя к уголовной или административной ответственности в установленном законом порядке.
Гражданско-правовыми, то есть может потребовать от нарушителя возместить убытки, возникшие в связи с неправомерным использованием произведения. Вместо возмещения убытков автор вправе потребовать компенсацию в пределах от 10-ти тысяч до 5-ти миллионов рублей. Размер компенсации определяется судом, исходя из характера нарушения. Какова разница между компенсацией и убытками? Требование о выплате компенсации вместо возмещения убытков освобождает автора от необходимости доказывать наличие и размер понесенных им убытков, а также причинно-следственную связь между действиями нарушителя и имущественными потерями автора.
Урок 6. Правила использования чужой интеллектуальной собственности
Ознакомьтесь с видеороликом
Существенную часть того, что нас окружает, составляет интеллектуальная собственность, созданная нами или другими людьми. Ежедневно мы соприкасаемся с невероятным количеством результатов творчества: читаем книги, просматриваем ленту с видео и фото в социальных сетях, слушаем музыку на смартфоне или по радио в машине. Может быть так, что мы сами принимаем участие в создании интеллектуальной собственности: создаем программу, составляем презентации, в свободное от работы время рисуем картины или пишем стихи.
Получается, что в нашей повседневной деятельности нам не избежать ее использования. Возникает вопрос, где существует тот предел, который позволяет нам скачивать программы, передавать друзьям или коллегам картинки и видео, исполнять музыкальные произведения, созданные другими людьми. Более того, почему мы вообще говорим о каких-либо ограничениях по использованию интеллектуальной собственности?
Исторический экскурс
Чтобы понимать, как интеллектуальная собственность получила правовую охрану, совершим небольшой экскурс в историю интеллектуального права.
В Древнем Риме, откуда берет свое начало современное европейское континентальное право, в том числе российское, нематериальные объекты представляли мало интереса для людей, поэтому их охрана не находила своего применения в праве. Древние римляне понимали, что они могут обратиться к государству за защитой своего дома, скота, драгоценностей от посягательств со стороны других граждан Рима или перегринов (иностранцев). Но у древних римлян не было понимания, что интеллектуальная собственность представляет собой экономическую ценность и должна использоваться только с разрешения ее автора. Иосиф Алексеевич Покровский объясняет это тем, что древних римлян больше интересовал торговый оборот, нежели нечто абстрактное и духовное (Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, стереотип. М.: «Статут», 2001. – 353 с. (Классика российской цивилистики)).
Постепенно, наряду с экономической деятельностью развивается деятельность духовная, и для человека становятся значимыми нематериальные блага, например, картины, литературные произведения, научные изобретения. Они приобретают важность не только для их создателей, но и для общества. Интеллектуальный труд автора получает свою объективную экономическую ценность в глазах общества и, как следствие, возникает вопрос о поощрении деятельности автора и ее защите от посягательств со стороны других людей.
Любопытным представляется факт, что первую защиту получили права и интересы не авторов, а издательств, и связано это с появлением книгопечатания. Чтобы обеспечить имущественный интерес, издательства стали обращаться к государству за особыми привилегиями по монопольной печати произведений.
Считается, что первым законом, защищающим авторское право, является Статут королевы Анны, который был принят в Великобритании в начале 18-го века. Он позволял авторам распоряжаться своим правом на произведения, передавать его в печать издателю для публикации и получать авторские отчисления с продаж. Также Статут устанавливал срок, после которого автор терял свое исключительное право на произведение, и оно переходило в общественное достояние. С этого момента произведение мог использовать любой желающий по своему усмотрению, не спрашивая разрешения у автора и даже не выплачивая вознаграждения.
В России идея о защите прав автора возникла вместе с развитием книгопечатания, а также с ростом читающей публики, которая готова была заплатить за экземпляр произведения. В конце 18-го века в России отменили государственную монополию на печатное дело и, как следствие, появились частные типографии, которым также понадобились привилегии издателей.
Постепенно интеллектуальная собственность стала признаваться обществом как самостоятельный объект, который необходимо охранять. Однако обмен интеллектуальной собственностью между людьми также имеет существенное значение для общества. Он необходим для получения образования, духовного и технологического развития.
Как же быть в этой ситуации? Ответ простой – спросить разрешения у автора или правообладателя. Это вовсе не означает, что каждый раз, когда нам необходимо скачать картинку из фотобанка для своей рабочей презентации или загрузить программу на компьютер, нужно искать автора, договариваться с ним о встрече, лететь в другой город или даже страну и спрашивать разрешения.
А теперь представим, что скачать программу, картинку, песню на мобильный телефон или ноутбук захотят сотни или даже миллионы человек. Как быть автору в данном случае? Неужели придется с каждым заключать договор? Юридически так оно и происходит. С каждым из нас автор заключает договор. Но как такое возможно, если мы не виделись с автором, не составляли договор на бумаге и не участвовали в переговорах?
Здесь мы должны сказать спасибо Ричарду Столлману, первому создателю открытой лицензии. В 80-х годах прошлого века в США был принят закон об авторском праве, который установил ограничения на использование исходного кода в программном обеспечении. В ответ на такие ограничения амбициозный Столлман разработал типовую форму лицензии «GNU GPL». С тех пор каждому разработчику, который был готов поделиться своим программным кодом с миром бесплатно, достаточно было приложить текстовый файл с указанием аббревиатуры лицензии «GPL», и любой пользователь понимал, что разработчик таким образом предоставляет ему разрешение на использование программного кода, но при соблюдении определенных требований.
Идея с открытыми лицензиями получилась настолько удачной, что в последующем появились различные версии таких открытых лицензий. Например, обычная практика, когда американский университет предлагает к использованию текст своей собственной разработанной лицензии: Массачусетский технический университет – лицензии MIT, университет Беркли – лицензии BSD.
Разрешение автора на использование произведения
Для этого существует простой инструмент – лицензия.
Это договор между автором и конечным пользователем, который желает использовать произведение для собственных нужд. Такой договор предусматривает условия использования произведения: на какое количество устройств можно скачать приложение, в течение какого срока можно использовать программу, на какой территории можно продавать товар с изображением мультяшного персонажа и т. д. Все это будет прописано в лицензионном договоре.
Если с программами все понятно, то как быть с картинками, фотографиями, музыкальными произведениями? Здесь авторы используют типовые лицензии для бесплатного распространения своих произведений. Самая популярная лицензия – Creative Commons. Попробуйте зайти на сайт фотобанка и поискать рядом с картинкой аббревиатуру «CC-BY». Это и есть лицензия Creative Commons, в соответствии с которой автор устанавливает лишь одно требование для того, чтобы мы могли бесплатно скачать и затем использовать его картинку – указать имя автора. Если не выполнить данное требование, то получается, что мы не выполняем условия лицензии и не можем использовать картинку для своих нужд.
Так, например, случилось с известным магазином «Спортмастер». Автор фотографии здания разместил ее в интернете под лицензией «СС-BY версии 3.0». Согласно такой лицензии любой желающий может использовать фотографию автора, но лишь при соблюдении определенных условий – должно быть указано авторство. Позже автор обнаружил фотографию на информационном стенде магазина «Спортмастер» в одном из торговых центров без указания его авторства и обратился в суд с просьбой взыскать со «Спортмастера» 100 тысяч рублей за нарушение его авторских прав. Он выиграл суд (Решение по делу №2-7524/15 Черемушкинский районный суд г. Москвы).
Основное правило, которое стоит запомнить, если вы собираетесь использовать чужую интеллектуальную собственность – нельзя использовать произведение без разрешения автора. При этом современные законы предусматривают возможность упрощенной формы получения такого разрешения. Будьте внимательны!
Урок 7. Служебное произведение
Ознакомьтесь с видеороликом
В отношении принадлежности прав на служебные произведения есть много подводных камней, поэтому служебные произведения часто являются предметом судебных споров в российских судах. Ведь не всегда очевидно, является ли произведение служебным, и кому оно принадлежит – автору или работодателю.
Одним из самых известных отечественных кейсов, связанных со спором вокруг служебного произведения, является спор между компанией Rambler Group и Игорем Сысоевым, автором разработки и со-основателем программы Nginx, бывшим сотрудником Rambler. Суть конфликта заключалась в том, что по мнению компании Rambler Игорь Сысоев неправомерно использовал компьютерную программу, так как исключительные права на нее принадлежат компании, при этом Rambler утверждал, что Сысоев разрабатывал программу во время работы в компании. Игорь Сысоев возражал против претензии со стороны Rambler, обосновывая свою позицию тем, что написание кода программы осуществлялось им в свободное от работы время, а создание программного обеспечения не входило в его трудовые обязанности. Следователями московской полиции было возбуждено уголовное дело по статье 146 УК РФ о незаконном использовании объектов авторского права, совершенном организованной группой в особо крупном размере. В итоге уголовное дело о правах на Nginx было прекращено, однако вызвало широкий резонанс в кругу российских IT компаний. Ведь риски, связанные с признанием прав на коммерчески ценную разработку, носят существенный финансовый характер.
Служебные произведения, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации – это произведения науки, литературы или искусства, созданные в пределах трудовых обязанностей, установленных для работника, то есть его автора.
Особенности служебного произведения
Какие основные критерии выделяют служебные произведения среди других результатов интеллектуальной деятельности? Ответ на этот вопрос можно найти как в законе, так и в судебной практике. Можно выделить 4 основных критерия для признания интеллектуального результата работника служебным произведением.
Проверьте свои знания об особенностях авторского права.
Объекты интеллектуальной собственности, которым предоставляется правовая охрана, согласно статье 1225 Гражданского кодекса РФ ❏.