Самоорганизация руководителя, работающего удалённо
Переход на удаленный формат иногда происходит неожиданно и вынужденно: из-за проблем с размещением людей в офисе, объявленного карантина и других незапланированных обстоятельств. Не все сотрудники и руководители оказываются готовы к резкому изменению режима. Многие люди, оказавшись в вынужденной изоляции от коллег, в первое время ощущают чувство беспомощности и неуверенности. Они боятся выпасть из информационного поля, оказаться без поддержки коллег и руководителя.
В свою очередь у руководителей тоже может возникнуть тревога: смогу ли я управлять своими людьми? Не потеряется ли оперативность? Чем они занимаются дома, не забыли ли про работу? Из-за этого руководители могут начать заваливать сотрудников вопросами и указаниями, используя одновременно несколько каналов, что вызывает у людей еще большую нервозность.

Перевод команды на удалённый формат работы предъявляет особые требования к руководителю, который тоже уходит в дистанционный формат и работает не из офиса. Нужно не только освоить много новых знаний и перестроить большое количество процессов, но и иначе организовать процесс своей собственной работы, сохранив в новых реалиях прежний уровень продуктивности.

Кроме этого, для руководителя, который переводит свою команду на удалённую работу, обычно бывает важно самому успеть справиться со всеми трудностями перехода раньше своей команды, чтобы вселить уверенность, служить примером и отвечать на вопросы, исходя из своего опыта. Всё это требует высокого уровня самоорганизации, ведь в новых условиях требуется не только удерживать высокое качество работы всей команды, но и находить время на перестройку процессов, регламентов, взаимодействия в новых форматах.

Ключевые направления при работе удалённо можно разделить условно на три большие группы:

1. Управление собой
Мозг человека устроен таким образом, что всегда стремится к энергоэффективности и при наличии двух задач будет стремиться выполнять ту, что потребует меньших затрат энергии. А встречаясь со знакомой (или похожей на знакомую) ситуацией, мы автоматически включаем сценарий поведения, использовавшийся до этого в подобной ситуации.
Этот факт — серьёзный вызов при переводе привычных рабочих процессов в новые условия и форматы. Поэтому в такой ситуации многие эффективные руководители могут столкнуться с прокрастинацией или, иначе говоря, с откладыванием важных задач.

Кроме этого, сам формат удалённой работы не позволяет использовать некоторые факторы офисной среды, которые влияли на продуктивность сами по себе, например, устоявшиеся процессы старта работы, наличие коллег, также вовлечённых в работу, и другие. Все они потребуют пересмотра и адаптации к удалённому формату.

Ещё одна проблема недавно перешедших на удалёнку (а также тех, кто так и не сумел выстроить процессы и границы в использовании электронных средств связи) в том, что они думают, что должны постоянно доказывать, что они работают. Пытаясь участвовать во всех коммуникациях, боясь не проявиться в чате, переживая, если сообщение остаётся без ответа в течении нескольких минут, мы загоняем себя в неэффективность.

Уже давно доказано, что мультизадачность - это миф. Человек не может эффективно заниматься несколькими делами одновременно. Поэтому постоянное переключение то на чат, то на другой проект, то на текущую задачу утомляет и не приводит к ожидаемой продуктивности.
Основные направления работы:
Управление отвлекающими факторами
Работая удалённо, очень важно создать себе такую среду и пространство, где возможно сосредоточиться и не отвлекаться ни на что так долго, как может позволить формат работы. Поэтому важно принять, что многие активности на удалённой работе отлично функционируют асинхронно и не требуют мгновенной реакции.
Отключение уведомлений на телефоне и компьютере
Значительно улучшить качество внимания поможет отключение большинства уведомлений на гаджетах. Кроме этого важно закрепить правила коммуникации в команде: по каким вопросам и с какой срочностью реагирования вы хотите использовать почту; когда используете чат; в каком случае и каком формате совершаются звонки; когда и в каком формате вы собираете видео-конференции.

Управление временем
Многие люди, переходящие на удалённый формат работы, сталкиваются с иллюзией, что без коллег и отвлекающих факторов офиса продуктивность резко вырастет, и могут не вполне реалистично оценивать объём задач. Очень важно не обманывать себя такими ожиданиями и понимать, что времени не станет больше и управлять им важно качественно.
Формирование бэклога недели
Чётко сформированный список приоритетов и задач недели позволяет более реалистично оценить ресурсы, вовремя увидеть потенциальные временные риски и принять меры. Кроме этого, наличие прописанного списка задач на неделю положительно сказывается на мотивации и снижает уровень тревожности.
Управление энергией
Работая удалённо, многие люди сталкиваются с явлениями гиподинамии и повышенной усталости за счёт монотонного характера работы и отсутствия естественных перерывов и разминок, которые так или иначе есть в очном формате работы в офисе. Важная задача руководителя – управлять собственной энергией на удалённой работе и научить этому свою команду.
Установление привычек и ритуалов
Психика человека устроена так, что наличие регулярных понятных и повторяющихся действий запоминается, становится привычкой и требует меньше сил в перспективе для своего поддержания. Поэтому очень важно для работы удалённо завести и выработать основные рутины и привычки, которые наверняка были в очной работе, такие как начало и конец дня, перерыв на кофе или обед, короткое виртуальное общение «ни о чем» с коллегой и другие.
Поддерживать себя в таком режиме работы поможет развитие креативности:
2. Работа с членами семьи
Когда у одного из членов семьи так сильно меняется формат работы, это не может не оказывать влияния на всех остальных. Особенно трудно, если в семье есть дети, которым сложно понять, что такое удалённая работа, почему родители дома и почему их нельзя отвлекать. Материал этого раздела для удобства разделён по возрастам.
Взаимодействие со взрослыми членами семьи
Разделение территории
В ситуации, когда часть домашнего пространства становится рабочим местом, очень важно, чтобы все остальные члены семьи были в курсе этого факта. Если рабочим пространством является часть общей территории, а не отдельный кабинет, важно проговорить это, объяснить важность для вас и попросить учитывать в своём планировании этот факт. Особенно такое территориальное разделение важно в ситуации, когда дома работают сразу два руководителя команд, работающих дистанционно.
Взаимодействие с детьми среднего школьного возраста и подростками
Формирование договорённостей
И с подростками, и с детьми среднего возраста отлично можно договориться, но для этого им важно рассказывать о том, что происходит, почему привычные вещи меняются, зачем это нужно и так далее. Как правило, детям сложно понять серьёзность работы (сидя за компьютером можно и играть, и фильм смотреть), но, если объяснить, показать, поделиться, чем вы занимаетесь, они наверняка смогут не только сформировать новые сценарии домашней жизни, но и с бόльшим уважением будут относиться к вашей занятости.
Взаимодействие с маленькими детьми
Использование эффекта подобия
Маленьким детям часто нравится копировать то, чем занимается родитель. Это может помочь и с разделением территории, и просто занять их игрой. Можно предложить оборудовать собственное «рабочее» место по примеру родительского, провести «конференц-кол» и так далее.
3. Организация рабочего пространства
Тема, вызывающая максимум самых противоречивых советов – это то, как организовать рабочее пространство. Ниже приведены наиболее общие рекомендации, подходящие большинству. Но самое важное, о чём нужно помнить – это то, что даже рабочие места в офисах люди адаптируют по своему усмотрению. Нормы организации пространства зависят от сферы и вида деятельности команды или компании. Дома на организацию рабочего пространства будут влиять еще и факторы домашних привычек и условий.
Качественное интернет-подключение и мобильная связь, доступ к розеткам
Первое и самое важное - в том месте, где вы планируете организовать рабочее пространство, должна прекрасно работать мобильная связь и не должно быть сложностей с интернет-подключением. Как правило, надежды на то, что мобильный интернет выдержит нагрузку дистанционного сотрудника, не оправдываются. Кроме этого, важно заранее продумать доступ к розеткам или обзавестись переходными устройствами и удлинителями.
Важно уделать внимание цифровой безопасности:
Обратите внимание на рекомендации, которые помогут вам подготовиться к онлайн-встрече и увеличат эффективность деловой переписки:
Если учитывать приведённые выше советы, удалённый режим работы с бόльшей степенью вероятности станет для вас таким же комфортным, как и в офисе.

В помощь мы прикладываем инфографику-напоминалку:

Далее
11. Инструменты для работы с сотрудниками, работающими удалённо
13. Новая реальность