Напоминаем, что три основных направления работы руководителя — это доверие, поддержка и коммуникация. Посвятим этот урок коммуникации.
Часто общение сравнивают с айсбергом, где видимая часть — это слова, а подводная — большой объем неосознаваемой информации. При личном контакте основную роль играют невербальные сигналы, потому что люди сначала обмениваются эмоциями, а только затем переходят к изложению фактической информации, обсуждению необходимых вопросов. Однако в дистанционном общении, особенно письменном, восприятие нашей эмоциональности зависит от того, кто, как и когда ее воспринимает. Это может привносить дискомфорт, ощущение потери контакта и даже доверия друг к другу. И если при личном общении это легко скорректировать, при дистанционном — недопонимание может постепенно накапливаться.
При удаленной работе с сотрудниками общение один на один остается не только актуальным, но и критически важным инструментом взаимодействия.
При индивидуальной встрече в онлайн формате можно поставить сотруднику задачу, оценить ее выполнение, дать обратную связь. Регулярность данных встреч может варьироваться от одного раза в неделю до одного раза в месяц (но не реже), а продолжительность может быть от 30-45 минут до 1,5 часов. Более частые встречи могут потребоваться, например, для неопытных сотрудников.
Общий принцип проведения этих встреч такой же, как и с обычными сотрудниками, поэтому желательно использовать любую технологию с видеоканалом. В крайнем случае можно созвониться по телефону, предварительно обменявшись по почте слайдами, схемами, изображениями. Минимально 1-2 индивидуальные встречи в год важно провести очно. Это могут быть встречи, посвященные результативности, постановке годовых целей, обсуждению плана и траектории развития сотрудника и т. п.
Данный тип встречи будет актуален для команд, где сотрудникам нужно взаимодействовать друг с другом и обмениваться ресурсами. Это может быть команда разработчиков ПО или межфункциональная проектная команда, отвечающая за запуск зарплатного проекта у крупного корпоративного клиента. Частота проведения таких встреч может быть разной. Например, некоторые Agile-команды практикуют ежедневные стендап-митинги (короткие совещания, с целью выйти на общее понимание целей, конкретных задач и своего вклада), на которых сотрудники отвечают на три вопроса:
Однако для не Agile-команд будет достаточно проводить такие совещания раз в 1-2 недели и обсуждать работу каждого сотрудника и команды в целом, выявлять отклонения от плана, намечать корректирующие действия. Проводить их можно в дистанционном режиме, а наиболее подходящей технологией будет видео-конференц-связь, позволяющая не только видеть участников, но и демонстрировать слайды, документы или рабочий стол выступающего.
Важный принцип дистанционной работы — «вся информация доступна всем». Помимо типов коммуникации, упомянутых выше, чтобы поделиться с сотрудниками актуальной информацией можно использовать:
Однако необходимо не перегрузить сотрудников информацией. Кроме разделения потоков информации, можно договориться об определенных сигналах важности, срочности, потребности в реакции на сообщения. Также нормы могут устанавливаться на индивидуальном уровне и учитывать, скажем, предпочтительное время ответа, стиль и тональность общения. Например, одним людям нравятся быстрые и короткие сообщения, другим, наоборот, длинные и подробные ответы. Уровень терпимости к юмору и неформальности в общении тоже может быть разным.
Обычно сотрудников, работающих удаленно, собирают вместе для подведения итогов года, постановки целей на следующий год, обсуждения важных изменений или запуска нового проекта. Для встреч, посвященных важным стратегическим вопросам, предпочтителен очный формат.
Альтернатива – виртуальная встреча. Желательно, чтобы ее продолжительность не превышала 1,5-2 часов, а технология позволяла интерактивно взаимодействовать с участниками, иначе им сложно будет поддерживать концентрацию.
Такие встречи могут проводиться по итогам каждого квартала и года, как правило, они очные с возможностью подключения по видеосвязи тех, кто работает на удаленных площадках (например, таунхоллы, встречи трайбов и т. д.).
И руководителю, и сотруднику важна возможность использования оперативной связи, чтобы уточнять детали или консультироваться по срочным вопросам. Для этого подойдут телефон, мессенджер или электронная почта. Однако если мы хотим подбодрить, поощрить сотрудника, то предпочтительней будет видеосвязь.
Для сотрудника, работающего удаленно, важно поддерживать поток обратной связи, чтобы он не чувствовал себя в изоляции и был уверен, что руководитель объективно оценивает его работу. Необходимо поддерживать у сотрудника уверенность в том, что, если у него возникнут вопросы, руководитель оперативно на них ответит.