Особенности подбора сотрудников

После детального обсуждения различных аспектов современных форматов работы (гибридных, дистанционных, матричных) переходим к теме, посвященной управлению командой в этих условиях. Рассмотрим, как правильно подбирать сотрудников для дистанционной работы, ставить им задачи, делегировать, осуществлять контроль, предоставлять обратную связь, мотивировать, повышать вовлеченность и помогать с самоорганизацией.


Начнем с первого шага — подбора сотрудника в компанию и вашу команду.


Предлагаем вам ответить на 2 вопроса по особенностям подбора дистанционных сотрудников, а после этого сверить ваши ответы с информацией из этого урока.

Заполните, пожалуйста, опрос

Ответам на эти вопросы, чтобы помочь вам сделать правильный выбор, мы и посвятим этот урок.


В уроке про коммуникацию мы уже упоминали, что при дистанционном общении желательно использовать визуальные каналы. Это особенно важно при собеседовании, когда нам нужно как можно лучше узнать кандидата и собрать о нем больше информации. Если нет возможности встретиться лично, видеосвязь становится ключевым инструментом, чтобы пообщаться в более живом формате и наладить контакт с потенциальным сотрудником. Телефонное собеседование также может быть полезным, но, скорее, как дополнительный способ, например для первичной оценки кандидата. Конечно же, принимать окончательное решение, руководствуясь только телефонным разговором, не рекомендуется.

Видеосвязь же дает возможность не только услышать, но и увидеть человека, понять его эмоциональные переживания, соотнести то, что говорит человек, с тем, как он это делает, оценить его обстановку и уровень подготовки к собеседованию.
Эти дополнительные данные могут быть очень важными в процессе оценки кандидата, его мотивации и для последующего принятия решения. Кроме того, чем больше работодатель и соискатель узнают друг о друге, тем проще и увереннее они смогут принять решение о совместной работе.
Какие особенные качества и навыки необходимы сотрудникам, которые работают удаленно, будь то на постоянной основе или время от времени, в отличие от тех, кто трудится в офисе? И как можно их оценить?
1. Грамотная и лаконичная письменная речь
В мире дистанционной работы, где электронные письма и сообщения являются основным средством общения, способность человека ясно и кратко изложить свою точку зрения, объяснить проблему или призвать к действию в коротком тексте, который умещается на одном экране, может быть настоящим достоинством. Это не только облегчает коммуникацию между сотрудником и руководителем, но и способствует более эффективной работе всей команды.
2. Самостоятельность и ответственность
Дистанционная работа требует от сотрудников большей самостоятельности, так как руководитель не всегда может оперативно помочь. Помимо этого, важно, чтобы сотрудник был готов отвечать за результаты своей работы. Внутренняя референция и стремление к достижениям на собеседовании покажут нам ответственного и целеустремленного человека, который не ищет оправданий во внешних обстоятельствах и осознает, что успехи и неудачи в большинстве случаев зависят от него самого.

Примечание: внутренняя референция — это в первую очередь ориентация человека на собственное мнение, видение и позицию, а внешняя — на мнение окружающих, принятые нормы, общественное мнение.
3. Ключевые компетенции

Очень важно заранее определить основные навыки, требуемые для конкретной должности. Ведь на собеседовании охватить и оценить больше 2-3 главных компетенций может быть довольно сложно. Это поможет сосредоточить внимание на наиболее актуальных аспектах и эффективнее использовать время собеседования. Например, это могут быть навыки продаж, переговоров, управления проектами, финансовые и т. п.— те, которые актуальны для должности, на которую вы ищете человека.

В отличие от офиса, где можно обратиться за советом к коллегам или руководителю, дистанционный сотрудник часто остается наедине со своими задачами. Это требует более высокого стартового уровня компетенций, так как возможности для обучения методом копирования с коллег могут быть ограничены.
Если мы получаем положительный результат по этим 4 пунктам, то высока вероятность того, что нанимаемый сотрудник сможет эффективно работать в удаленном и гибридном форматах.
О чем важно еще помнить?

О том, что при подборе сотрудника необходимо обращать внимание на его мотивационные факторы. Подробнее об этом вы сможете узнать в уроке по мотивации.

В дополнение к этому, независимо от того, насколько тщательно вы проводите процесс отбора и интервью, всегда есть элемент неопределенности, который проявляется, когда новичок приступает к работе. В особенности это актуально для дистанционных сотрудников, поскольку у них меньше возможностей узнать о внутренних процессах компании.

Именно поэтому важно приложить максимум усилий для так называемого онбординга, то есть процесса адаптации и вовлечения нового сотрудника в процессы внутри компании. Это включает в себя объяснение ожиданий, ролей, обязанностей и культуры компании. Использование четких инструкций и руководств может оказаться здесь очень полезным.

Кроме того, такой сотрудник ограничен в общении с коллегами, не может физически наблюдать за происходящими «вокруг» процессами, поэтому задача руководителя — компенсировать данный «разрыв».

Для вашего удобства прикладываем памятку по этому уроку.
Далее
Самоорганизация руководителя, работающего удаленно
Постановка задач