Постановка задач
В предыдущем уроке мы обсудили особенности подбора дистанционных сотрудников, в следующих уроках этого раздела мы поговорим о практиках управления. Хотя в целом они не сильно отличаются у дистанционных и офисных сотрудников, существуют нюансы, на которые мы обратим внимание, не охватывая всю теорию менеджмента.
Если вы заинтересованы в общих практиках управления, мы рекомендуем нашу линейку электронных курсов и дистанционных программ по управленческим навыкам, тематические ссылки на которые мы будем размещать в дополнительных материалах к урокам этого курса.
Формирование списка задач и распределение их среди своих сотрудников — неотъемлемая часть деятельности любого руководителя, а в контексте дистанционного взаимодействия этот процесс приобретает особое значение. В этом уроке мы рассмотрим, какие аспекты стоит учитывать, чтобы гарантировать своевременное и качественное выполнение всех задач.
При работе с дистанционными командами и сотрудниками рекомендуется сделать акцент на управлении результатами, а не процессами.

При этом постановка задач будет основана на тех же принципах, что и при работе лицом к лицу, поэтому актуальными остаются те же инструменты, например SMART (напомним его принципы: задача должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной должности и иметь четкие временные ориентиры для выполнения). Однако сотрудник, работающий на расстоянии, как правило, действует самостоятельно, возможности текущего контроля его работы ограничены. Поэтому предлагаем расширить подход SMART до SMARTER, где E (emotional) — добавление эмоциональной связи с задачей, а R (reviewed) — корректируемая/пересматриваемая со временем.

Кроме этого, автономность дистанционного сотрудника повышает значимость таких факторов, как правильное понимание задачи, вовлеченность, а также некоторых технических особенностей управления. Рассмотрим их подробнее.

Факторы, которые важно учитывать при постановке задач
Руководитель:
"Тебе все понятно?"
Сотрудник:
"Да".
Проверь себя
Начать тест
Насколько верно было проверено понимание задачи у сотрудника?
Проверить
Комментарий эксперта
Неправильно. Попробуйте еще раз
После ожидаемого ответа «Да» стороны расходятся ничего не прояснив. Сотрудникам часто неудобно задавать множество уточняющих вопросов, а руководителям может быть неясно, до какой степени их указания или комментарии поняты правильно. Перепроверять понимание важно для того, чтобы исключить возможные последствия. Особенно учитывая, что следующая возможность для обсуждения деталей может представиться ближе к завершению проекта, когда времени на правки уже может не хватить.
Пройти еще раз
Неправильно. Попробуйте еще раз
После ожидаемого ответа «Да» стороны расходятся ничего не прояснив. Сотрудникам часто неудобно задавать множество уточняющих вопросов, а руководителям может быть неясно, до какой степени их указания или комментарии поняты правильно. Перепроверять понимание важно для того, чтобы исключить возможные последствия. Особенно учитывая, что следующая возможность для обсуждения деталей может представиться ближе к завершению проекта, когда времени на правки уже может не хватить.
Пройти еще раз
Правильно!
После ожидаемого ответа «Да» стороны расходятся ничего не прояснив. Сотрудникам часто неудобно задавать множество уточняющих вопросов, а руководителям может быть нясно, до какой степени их указания или комментарии поняты правильно. Перепроверять понимание важно для того, чтобы исключить возможные последствия. Особенно учитывая, что следующая возможность для обсуждения деталей может представиться ближе к завершению проекта, когда времени на правки уже может не хватить.
Пройти еще раз

Руководитель:
"Повтори, что ты понял?"
Сотрудник:
...
Проверь себя
Начать тест
Насколько верно было проверено понимание задачи у сотрудника?
Проверить
Комментарий эксперта
Неправильно. Попробуйте еще раз
Такой подход лучше продвигает руководителя к цели, однако является слишком грубым и может обидеть сотрудника.
Пройти еще раз
Неправильно. Попробуйте еще раз
Такой подход лучше продвигает руководителя к цели, однако является слишком грубым и может обидеть сотрудника.
Пройти еще раз
Правильно!
Такой подход лучше продвигает руководителя к цели, однако является слишком грубым и может обидеть сотрудника.
Пройти еще раз

Руководитель:
"Расскажи, с чего ты начнешь? Какие будут этапы работы? Какие ты видишь риски?"
Сотрудник:
"Во-первых..."
Проверь себя
Начать тест
Насколько верно было проверено понимание задачи у сотрудника?
Проверить
Комментарий эксперта
Неправильно. Попробуйте еще раз
Использование подобных вопросов позволит прояснить понимание сотрудником задачи без лишнего давления.
Пройти еще раз
Неправильно. Попробуйте еще раз
Использование подобных вопросов позволит прояснить понимание сотрудником задачи без лишнего давления.
Пройти еще раз
Правильно!
Использование подобных вопросов позволит прояснить понимание сотрудником задачи без лишнего давления.
Пройти еще раз

Вот один из вариантов последовательности действий при постановке задачи дистанционному сотруднику:

1
Сначала лучше зафиксировать задачу в письменном виде. Это поможет избежать путаницы в будущем, когда может возникнуть вопрос о том, как именно задача была сформулирована и какие были исходные условия.
2
После того как задача отправлена сотруднику, полезно уделить время обсуждению деталей. Письмо с заданием может начинаться так: «Посмотри, пожалуйста, и давай обсудим при необходимости». В зависимости от ситуации и сложности задачи, для уточнения деталей и проверки понимания может потребоваться дальнейший разговор, но иногда достаточно и переписки в мессенджере, особенно если ранее уже было достигнуто общее понимание.
Подводя итоги урока, хотим предложить вам последовательность действий при постановке задач с учетом вышеперечисленных факторов.
Алгоритм действий при постановке задач сотрудникам, работающим дистанционно
1
Определите цели самостоятельно или в ходе диалога с сотрудником.
2
Проверьте правильность понимания им целей и планируемых методов работы.
3
Установите четкие сроки выполнения задачи, приоритеты и критические точки по ходу выполнения.
4
Удостоверьтесь, что у сотрудника есть все необходимые ресурсы и контакты.
5
Поощряйте его к самостоятельности и проявлению инициативы.
6
Задокументируйте принятые договоренности.
Следование этому алгоритму поможет эффективнее взаимодействовать на последующих этапах контроля и обратной связи.

Для вашего удобства прикладываем памятку по этому уроку.
План
Для создания вашего плана по управлению дистанционными командами и сотрудниками ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы о том, как ставить задачи сотрудникам на расстоянии:
1
На что вы отдельно теперь будете обращать внимание при постановке задач сотрудникам, которые работают удаленно?
2
Как выстроите процесс постановки задач подобным сотрудникам?
3
Каким способом вы будете повышать вовлеченность своих дистанционных сотрудников при постановке им задач?
После постановки задач в этом уроке в следующем мы сфокусируемся на том, как расширять полномочия сотрудников, работающих удаленно, через делегирование им своих задач.
Далее
Особенности подбора сотрудников
Делегирование