При этом постановка задач будет основана на тех же принципах, что и при работе лицом к лицу, поэтому актуальными остаются те же инструменты, например SMART (напомним его принципы: задача должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной должности и иметь четкие временные ориентиры для выполнения). Однако сотрудник, работающий на расстоянии, как правило, действует самостоятельно, возможности текущего контроля его работы ограничены. Поэтому предлагаем расширить подход SMART до SMARTER, где E (emotional) — добавление эмоциональной связи с задачей, а R (reviewed) — корректируемая/пересматриваемая со временем.
Кроме этого, автономность дистанционного сотрудника повышает значимость таких факторов, как правильное понимание задачи, вовлеченность, а также некоторых технических особенностей управления. Рассмотрим их подробнее.
Поскольку текущий контроль над дистанционным сотрудником сильно ограничен, возрастает роль таких факторов, как корректное осознание задачи, нахождение в общем информационном поле, сопричастность и вовлеченность сотрудника. Кроме этого на уточнение деталей при удаленном формате взаимодействия может уйти существенно больше времени, чем при совместной работе в офисе. Поэтому очень важно, чтобы руководитель подробно объяснил и задокументировал задачу, а сотрудник ее правильно понял. Для этого рекомендуется предоставить сотруднику возможность осмыслить задачу и порядок действий, а уже после этого проверить, одинаковое ли у вас ви́дение на поставленную задачу.
Чтобы убедиться в корректности понимания, можно использовать контрольные и уточняющие вопросы. При их формулировании важно обращать внимание на следующие моменты.
Начать тест |
Проверить |
Комментарий эксперта |
Пройти еще раз |
Пройти еще раз |
Пройти еще раз |
Начать тест |
Проверить |
Комментарий эксперта |
Пройти еще раз |
Пройти еще раз |
Пройти еще раз |
Начать тест |
Проверить |
Комментарий эксперта |
Пройти еще раз |
Пройти еще раз |
Пройти еще раз |
Вот один из вариантов последовательности действий при постановке задачи дистанционному сотруднику:
Использование SMARTER-критериев идеально подходит для долгосрочного планирования. Но если для повседневных задач это кажется избыточным или неприменимым, возможно вам будет более удобен инструмент «Установка стандартов/ожиданий».
Вместо того чтобы давать подробные инструкции, руководитель может начать с фразы: «Я ожидаю от тебя…», которая помогает объяснить сотруднику стандарты выполнения работы и степень автономности, оставляя при этом пространство для проявления им собственной инициативы.
Для эффективной работы важно, чтобы выработанный тем или иным способом план действий существовал в виде подробного и однозначного документа, который доступен онлайн на постоянной основе. Если этот документ доступен для редактирования, то сотрудники смогут отмечать продвижение к целям, а руководитель будет без лишней отчетности видеть, чем занимается команда.
Для этого можно использовать следующие инструменты:
Напоминаем, что при выборе инструментов важно учитывать принятую в компании политику кибербезопасности.
Если у сотрудника, работающего дистанционно, нет внутреннего согласия, что задачу нужно выполнить, причем именно таким способом, как договорились с руководителем, то он обязательно найдет возможность сделать что-то по-своему, позднее, или вообще не делать. Когда же сотрудник может дать обратную связь, указать на трудности, предложить свои варианты достижения целей — эти моменты и формируют ощущение причастности. Он принимает задачу, начинает считать, что это его предложение, его идея. После этого его мотивация, вовлеченность, ответственность становятся гораздо выше.
Как можно усиливать вовлеченность сотрудника?
Мы еще вернемся к тому, какие есть еще способы повышать вовлеченность сотрудников, работающих дистанционно, в отдельном уроке.