- План занятия с интеграцией ИИ-инструмента
Тема: "Этические аспекты использования ИИ в образовании" Длительность: 90 минут Целевая аудитория: Студенты педагогического вуза, специальность "Информационные технологии в образовании"
Цели занятия:
- Познакомить студентов с основными этическими аспектами использования ИИ в образовании.
- Научить критически оценивать ИИ-инструменты с этической точки зрения.
- Развить навыки этичного использования ИИ в педагогической практике.
План занятия:
- Вводная часть (10 минут):
- Приветствие и обзор темы занятия
- Краткое введение в этические аспекты ИИ в образовании
2. Теоретическая часть (20 минут):
- Презентация основных этических аспектов: конфиденциальность, справедливость, прозрачность, влияние на когнитивные навыки
3. Практическая часть с использованием ИИ-инструмента (40 минут):
- Знакомство с ИИ-инструментом для анализа текста
- Задание: Анализ политики конфиденциальности образовательной платформы
- Студенты используют ИИ для анализа текста политики
- Обсуждение результатов и этических аспектов использования ИИ для этой задачи
4. Групповая дискуссия (15 минут):
- Обсуждение этических дилемм, возникших при использовании ИИ
- Разработка рекомендаций по этичному использованию ИИ в образовании
5. Заключительная часть (5 минут):
- Подведение итогов
- Задание для самостоятельной работы
Этические аспекты, учтенные в плане:
- Конфиденциальность: Использование анонимизированных данных
- Справедливость: Равный доступ всех студентов к ИИ-инструменту
- Прозрачность: Объяснение принципов работы ИИ-инструмента
- Развитие критического мышления: Анализ и обсуждение результатов работы ИИ
2. Чек-лист этических вопросов перед внедрением нового ИИ-инструмента
- Конфиденциальность и защита данных: □ Соответствует ли инструмент требованиям защиты персональных данных? □ Есть ли у студентов возможность контролировать свои данные?
- Справедливость и равенство: □ Доступен ли инструмент для всех студентов, включая тех, кто имеет особые потребности? □ Проверен ли инструмент на наличие алгоритмической предвзятости?
- Прозрачность: □ Понятны ли принципы работы инструмента студентам и преподавателям? □ Есть ли возможность объяснить решения, принимаемые ИИ?
- Влияние на когнитивные навыки: □ Способствует ли инструмент развитию критического мышления? □ Не подавляет ли он творческие способности студентов?
- Ответственность: □ Определены ли четкие границы ответственности при использовании инструмента? □ Есть ли механизм обратной связи и исправления ошибок?
- Культурные аспекты: □ Учитывает ли инструмент культурное разнообразие аудитории? □ Не содержит ли он культурно-специфических предубеждений?
- Социальное взаимодействие: □ Поддерживает ли инструмент межличностное взаимодействие студентов? □ Не приводит ли он к социальной изоляции?
- Этические нормы: □ Соответствует ли использование инструмента этическому кодексу учебного заведения? □ Требуется ли дополнительное этическое регулирование?
3. Оценочное задание для проверки понимания этических аспектов ИИ
Задание: "Этический анализ и оптимизация использования ИИ в образовательном проекте"
Цель: Оценить понимание студентами этических аспектов использования ИИ в образовании и их способность применять эти знания на практике.
Инструкции:
- Выберите существующий образовательный проект или разработайте концепцию нового проекта, использующего ИИ-технологии (например, персонализированная система обучения, ИИ-ассистент для преподавателей, автоматизированная система оценки работ).
- Проведите этический анализ проекта, рассмотрев следующие аспекты: a) Конфиденциальность и защита данных b) Справедливость и равенство доступа c) Прозрачность алгоритмов d) Влияние на когнитивные навыки и творчество учащихся e) Социальное взаимодействие и риски изоляции f) Культурные аспекты и возможная предвзятость
- Выявите потенциальные этические проблемы в проекте и предложите конкретные решения для их устранения или минимизации.
- Разработайте план внедрения этических принципов в проект, включая: a) Изменения в дизайне или функционале ИИ-системы b) Образовательные материалы для пользователей о этических аспектах c) Механизмы мониторинга и оценки этических последствий
- Подготовьте презентацию (10-15 слайдов) или отчет (1500-2000 слов), описывающий ваш анализ, выявленные проблемы и предложенные решения.
Критерии оценки:
- Глубина и всесторонность этического анализа
- Релевантность и реалистичность предложенных решений
- Понимание взаимосвязи между этическими аспектами и технологическими решениями
- Креативность в подходе к решению этических проблем
- Ясность и структурированность презентации/отчета
Это задание позволит оценить не только теоретическое понимание студентами этических аспектов ИИ в образовании, но и их способность применять эти знания в практических сценариях, близких к их будущей профессиональной деятельности.