Часть 2
Как учатся взрослые. Как учусь я
Виктория Дерюгина
Виктория расскажет о том, какие темы ждут вас в этой части курса и почему в этом курсе важно занять позицию исследователя, а не зрителя.
Введение
Подсказка: поставьте таймер на 15 минут для изучения материала. Так вы поможете себе сфокусироваться и легче усвоите информацию.
В этом видео вы узнаете:
когда впервые произошло изменение подхода к обучению взрослых;
История обучения взрослых




что такое педагогический дизайн и андрагогика;
какие два основных принципа обучения взрослых;
Виктория Дерюгина

почему нам важно учиться правильно учиться.
чем мозг взрослого отличается от мозга ребенка в контексте обучения;
Проверьте себя
Вопрос
Вспомните, в чем основная причина возникновения сопротивления к обучению у взрослых людей?
Выберите один из вариантов.
Действительно, это так. И тогда во время обучения нам бывает сложно сосредоточиться, мы быстро устаем, забываем материал.
Это может быть одной из причин, но главная состоит в том, что после 25 лет мозг привыкает к оптимальному способу выживания, и все новое воспринимается им как угроза.
Это не так. Последние исследования показывают, что мозг сохраняет способность обучаться новому в течение всей нашей жизни, но новое зачастую может восприниматься им как угроза, поэтому возникает сопротивление.
Проанализируйте свой опыт обучения, заполнив таблицу на компьютере или письменно в рабочей тетради. Это поможет вам лучше понять свои образовательные привычки и то, как вы можете использовать их эффективно в обучении во взрослом возрасте.
Задание № 1
Вика расскажет о 4 стадиях обучения взрослых и о том, как проявляется наше сопротивление новому на этих стадиях. Учебные программы обычно разработаны так, чтобы помочь вам преодолеть сопротивление, но важно и самим уметь распознавать свои паттерны и уметь договариваться с собой.
Как учится взрослый
Виктория Дерюгина
Подсказка: поставьте таймер на 15 минут для изучения материала. Так вы поможете себе сфокусироваться и легче усвоите информацию.
Проверьте себя
Вопрос
Является сопротивление нормальным в обучении взрослых или это следствие недостаточной мотивации?
Выберите один из вариантов.
Это так. Сопротивление не связано с тем, насколько вы замотивированы. Сделать свое обучение более эффективным вам поможет осознание того, как именно проявляется ваше сопротивление и что вам помогает его преодолеть.
Сопротивление не связано с тем, насколько вы замотивированы, это естественный элемент обучения во взрослом возрасте. Важно увидеть, когда оно возникает у вас и как проявляется, а также уметь договориться с собой в эти моменты.
Подумайте над тем, с какими видами сопротивления вы обычно сталкиваетесь в ходе обучения. Попробуйте заполнить таблицу на компьютере или письменно в рабочей тетради. Поставьте таймер на 15-20 минут для выполнения задания.
Задание № 2
Вика расскажет, как сформировать свою собственную образовательную стратегию:
как образовательная стратегия связана с траекторией вашего профессионального развития;
Стратегии в обучении



какие бывают пути профессионального развития;
какие есть образовательные стратегии: апскиллинг (повышение квалификации), рескиллинг (профессиональная переподготовка) и слешинг (совмещение ролей);
Виктория Дерюгина

как создать свою стратегию и адаптировать любой образовательный процесс под себя.
Подсказка: поставьте таймер на 15 минут для изучения материала. Так вы поможете себе сфокусироваться и легче усвоите информацию.
И, конечно, вы помните: чтобы получить максимальную пользу от курса, важно изучать это видео, а также все остальные, в режиме самоисследования.
Проверьте себя
Вопрос
Как апскиллинг (повышение квалификации) и рескиллинг (профессиональная переподготовка) помогают нам сформировать свою образовательную стратегию?
Выберите один из вариантов.
Все верно. Хотя часто рескиллинг случается в момент апскиллинга – расширяя свою квалификацию, мы приобретаем и новый навык.
Это неверный ответ. Стратегия апскиллинга помогает расширить набор своих навыков и продвинуться в карьере вертикально. А рескиллинг, как правило, связан с горизонтальным движением, углублением в своей профессиональной области.
Сравните свою образовательную стратегию с профессиональной. Всегда ли они совпадают? Какие выводы вы можете сделать?
1.
Подумайте над тем, какие стратегии в обучении для вас актуальны, и запланируйте свое развитие.
2.
Задание № 3
В этом видео Вика описала различные модели обучения:
две основные модели – часть-целое и целое-часть;
Модели обучения


три дополнительные – через вызов, от ошибки и от успеха.
Проведите самодиагностику и вспомните свое лучшее и свое худшее обучение, чтобы понять, какие модели для вас работают лучше.
Виктория Дерюгина
Подсказка: поставьте таймер на 15 минут для изучения материала.
Проверьте себя
Вопрос 1 из 2
Для каких случаев лучше подходит модель обучения через вызов, сверхзадачу?
Выберите один из вариантов.
Абсолютно верно!
Это не так. Для таких профессий лучше работает обучение через ошибки.
Вопрос 2 из 2
А в каких сферах лучше подходит модель обучения через ошибки?
Выберите один из вариантов.
Действительно, это так.
Это неверный ответ. Обучение через ошибки больше подходит для профессий, в которых важно превентивное мышление. В психологии оно тоже важно, но стоит не на первом месте.
Подумайте, по какой модели вы привыкли учиться – через вызов, от ошибки или от успеха? Может, вам близка смешанная модель в зависимости от типа самого обучения. Заполните таблицу на компьютере или письменно в рабочей тетради и проанализируйте результат.
Задание № 4
Часть 1
В первой части Рената расскажет о том, почему важно знать о своих предпочтительных стилях обучения и что их можно менять в течение жизни. Вы узнаете о 4 стадиях цикла обучения через опыт по модели Дэвида Колба и о том, какие 4 стиля обучения соответствуют разным сторонам этого цикла. Вы сможете определить свой стиль.
Стили и стратегии обучения
Рената Гизатулина
Подсказка: поставьте таймер на 25 минут для изучения материала.
Часть 2
В этом видео вы узнаете, как учатся представители 4 стилей обучения – активисты, прагматики, теоретики, мыслители. Вы поймете, какие сильные стороны и ограничения есть у вашего стиля и как выстраивать свои учебные стратегии с помощью этой информации.
Проверьте себя
Вопрос 1 из 2
Предположим, человек – активист. При столкновении с новой задачей он сначала действует, а когда он получает новый опыт, то фокусируется больше на его анализе. Как ему комфортнее учиться?
Выберите один из вариантов.
Верно, так учатся активисты.
Неверно, так учатся прагматики. А активистам, помимо практики, очень важно работать в команде, решать задачи вместе, а также брать на себя роль лидера.
Вопрос 2 из 2
А как учится теоретик? Это человек, которому нужно время обдумать и собрать информацию, а после этого он довольно быстро делает выводы и идет дальше.
Выберите один из вариантов.
Все верно, так учатся теоретики.
Так учатся мыслители. А теоретики хорошо работают с большими объемами информации и не очень любят общаться и решать задачи в группе.
Примеряя на себя типологии обучения, помните, что обучение происходит не только в классической обстановке учебного заведения или онлайн-курса, но и в любой момент, когда мы осваиваем новый навык или укрепляем уже имеющийся – будь то разучивание танцевальных упражнений в зале, обмен знаниями в ходе рабочих коммуникаций или сессия с коучем. Поэтому предлагаем расширить границы и разглядеть процесс обучения в вашем рабочем процессе и бытовом повседневном опыте.
Что вы выберете: наблюдение или действие?
Постараетесь собрать больше информации и понаблюдать за тем, что происходит?


Или вы больше склонны к активному действию с самого начала и развиваетесь методом проб и ошибок?
Вспомните ситуацию, когда у вас появилась задача на обучение. Предположим, это новая задача на работе, для решения которой у вас пока недостаточно навыков. Что вы предпочтете сделать в данной ситуации?
Выполнив задачу, вы больше склонны обдумывать полученный опыт или действовать дальше?
Вы фокусируетесь на рефлексии?


Или легко делаете выводы и концептуализируете полученный опыт?
Предположим, вы уже выполнили рабочую или образовательную задачу. Что вы сделаете после этого – будете осмыслять то, что произошло, или быстро сделаете выводы и легко перейдете к дальнейшим действиям?
Задание № 5
Активно действуют и фокусируются на рефлексии
Активисты
Активно действуют и концептуализируют опыт
Прагматики
Наблюдают и фокусируются на рефлексии
Мыслители
Наблюдают и концептуализируют опыт
Теоретики
Рената расскажет, какие форматы и виды обучения помогут вам создать свою образовательную траекторию, а также о том, из каких стадий состоит цикл обучения и как это помогает спланировать свои активности и шаги.
Планирование образовательной траектории
Рената Гизатулина
Вы узнаете о 3 видах обучения - формальном (литература, курсы), социальном (кейсы и опыт других, группы) и через опыт (личное выполнение задач) - и об их оптимальном соотношении.
Подсказка: поставьте таймер на 25 минут для изучения материала.
Проверьте себя
Вопрос
Каков «золотой стандарт» обучения?
Выберите один из вариантов.
Это верный ответ!
Это неверный ответ. Вы можете вернуться к видео, чтобы вспомнить соотношение видов обучения.
Проектируем опыт с опорой на собственный стиль обучения
В зависимости от вашего стиля обучения можно построить свою персональную образовательную траекторию так, чтобы учиться легко и в удовольствие. Попробуйте ответить на вопросы, представляя новую цель:
Вам будет проще работать над ней индивидуально или с другими в группе?


Вам сначала легче изучить теорию, а потом пробовать применить знания на практике, или наоборот?
Если вы активист и прагматик, то как вы организуете практический компонент в обучении, особенно если вы идете, например, получать высшее образование? Это важно, иначе у вас снизится интерес в процессе обучения.


Если вы мыслитель или теоретик, как вы обеспечите себе комфортное время на обдумывание в обучении, ориентированном на практику?
Подстроить под себя обучение можно в любой области, даже этот курс вы можете настроить для себя.
Задание № 6