Модуль 2
Ставим цели для обучения и переобучения
Часто мы ждем волшебных результатов обучения, думая, вот пройду курс по саморазвитию и жизнь мгновенно изменится. Оплачу трехмесячный курс по английскому и наконец заговорю свободно на языке. Пойду в автошколу – через полгода забуду, что такое метро. Но всегда ли мы получаем тот результат, к которому стремимся, или иногда приходит разочарование от отсутствия ожидаемого результата? А знаем ли мы, чего действительно хотим?
Мы верим, что важной частью успеха является постановка целей перед обучением. Только мы сами можем оценить собственную мотивацию и то, каких целей действительно хотим добиться.
Вопросы для саморефлексии

Всегда ли я ставлю цели перед обучением?

Какой цели я добился на своем прошлом обучении?

Какая цель моего обучения на этом курсе?

В этом видео вы узнаете, что в целеполагании важна не только сама цель, но и наше намерение. Рената расскажет о двух коучинговых методиках, которые вы можете использовать для целеполагания:
Постановка целей


постановка интегральной цели;
пирамида Дилтса (5 уровней).
Рената Гизатулина
Подсказка: поставьте таймер на 20 минут для изучения материала.
Проверьте себя
Вопрос 1 из 2
Какие вопросы входят в методику постановки интегральной цели?
Выберите все верные ответы.
Совершенно верно!
Не совсем так.
Вопрос 2 из 2
Что помогает сделать пирамида Дилтса, если последовательно ответить на все вопросы ее уровней?
Выберите один из вариантов.
Совершенно верно!
Не совсем так. Работа с пирамидой включает и описание действий, но больше она помогает описать ваше желаемое будущее на разных уровнях, а также прояснить ваши глубинные мотивы.
Сформулируйте свои цели в обучении или переобучении, используя пирамиду Дилтса. Опишите один день после того, как вы уже достигли цели. Последовательно ответьте на вопросы каждого уровня, чтобы описать свое видение желаемого будущего: от уровня окружения к уровню идентичности. Это прояснит истинные ценности, которые вы вкладываете в эту цель, и мотивы, побуждающие вас к действию.
Окружение. Как изменится ваше окружение, когда вы достигнете этой цели? Какие это будут люди? Почему они? Что вы будете делать? Когда? Опишите это как в сценарии фильма.
1.
2.
Поведение. Как изменится ваше поведение? Что вы делаете? Что не делаете? Что вы ощущаете в этот момент?
Способности. Какие навыки вы приобрели, пока шли к цели? Что у вас хорошо получается? Какие навыки и умения вы используете?
3.
4.
Ценности. Для чего вам нужны эти изменения? Почему вам это важно? Что здесь для вас самое ценное?
5.
Идентичность. Какова ваша роль в этих процессах? Как бы вы себя назвали? Как кто вы в этом процессе?
Задание № 7
После постановки целей Рената рекомендует составить карту навыков, чтобы спланировать свое саморазвитие. Она расскажет о необходимых для этого шагах.
Карта навыков и самодиагностика
Рената Гизатулина
Подсказка: поставьте таймер на 10 минут для изучения материала.
Проверьте себя
Вопрос 1 из 2
Как лучше понять, какие навыки действительно нужны и важны для вашей профессии?
Выберите один из вариантов.
Верно, ведь реальная ситуация, о которой могут рассказать только опытные практики, может отличаться от той, что описана в статьях и книгах.
Теоретические материалы очень важны, однако на практике картина может быть иной. Лучше всего об этом могут рассказать эксперты, работающие в интересующей вас области.
Вопрос 2 из 2
Как вы поймете, что через месяц вы достигнете определенного результата в освоении нового навыка?
Выберите один из вариантов.
Верно! Если у вас будут четкие поведенческие критерии, через месяц вы сможете оценить результаты.
Это тоже может помочь, при этом учитывайте, что оценки других людей могут быть субъективны, кроме того, у каждого свои критерии. Поэтому лучше лично декомпозировать навык до поведенческих показателей и оценить результат в конце месяца.
После того как вы определились с интегральной целью и пирамидой Дилтса, можно разобраться, какие навыки вам потребуются для достижения поставленной цели и что для вас будет желаемым результатом обучения. Что нужно сделать?
Составить карту навыков, которые необходимы для ваших целей.
Шаг 1.
Шаг 2.
Провести интервью и опросить 2-3 экспертов области, где вы хотите развиваться, чтобы выяснить, какие навыки важны и приоритетны, а какие – нет.
Продиагностировать себя «как есть сейчас».
Шаг 3.
Шаг 4.
Выбрать 2-3 навыка для ближайшего развития.
Шаг 5.
Выбрать критерии достижения цели.
Подсказка: если задание кажется вам слишком трудоемким и хочется его пропустить, можно попробовать распределить его по дням недели и выполнять по одному шагу в день. Например, с понедельника по пятницу, по 25 минут в день. Помните, что никто не будет вас оценивать, и это работа важна исключительно для вас самих.
Задание № 8
Как же замотивировать себя учиться? Рената расскажет, что такое внешняя и внутренняя мотивация и почему эффективнее обращаться к своим внутренним ориентирам. Также вы узнаете о некоторых мотивационных моделях, которые помогут вам лучше понять свои мотивы.
Мотивация
Рената Гизатулина
Подсказка: поставьте таймер на 12 минут для изучения материала.
Проверьте себя
Вопрос 1 из 2
О каких принципах обучения взрослых говорил Малкольм Ноулз?
Выберите все верные ответы.
Все верно.
Это неверный ответ.
Вопрос 1 из 2
О каких принципах обучения взрослых говорил Малкольм Ноулз?
Выберите все верные ответы.
Все верно.
Это неверный ответ.
Итак, немного развернем ответы на последний вопрос. Каковы важные советы в работе со своей мотивацией?
Помните о том, что плато и откаты – это временные явления, хоть и морально тяжелые.
1.
2.
Старайтесь не переходить на самокритику, даже если вам сложно и вы допускаете ошибки.
Отслеживайте и контролируйте рост собственных ожиданий. Не забывайте, что процесс развития бесконечен и за ростом неизменно последует откат или барьер.
3.
4.
Сравнивайте свои результаты не с ожидаемыми, а с изначальными! Иначе сравнение всегда будет разочаровывать.
5.
Замечайте положительные изменения и хвалите себя за успехи.
В этом видео вы узнаете:
что такое установки и откуда они берутся;
Установки в обучении



как можно узнать людей с установкой на рост и людей с ограничивающими убеждениями;
какие установки распространены в нашем обществе;
Рената Гизатулина

как работать со своими установками.
Подсказка: поставьте таймер на 20 минут для изучения материала.
Проверьте себя
Вопрос
В чем основная функция наших установок в обучении?
Выберите один из вариантов.
Действительно, это так.
Это не так. Установки дают нам безопасность и комфорт. Это их основная функция.
Прочитайте список установок в обучении. Попробуйте во время чтения подумать, что вам откликается больше. Возможно, вы заметите подобные установки и у себя. Если есть какие-то совпадения, запишите их и то, как они проявляются в поведении именно у вас. А возможно, вы вспомните еще какие-то свои установки, которых нет в этом списке.
Попробуйте заметить свое убеждение и никак не оценивать его.
1.
2.
Зафиксируйте поведенческие проявления.
Найдите позитивное намерение или то, что оно вам дает.
3.
4.
Заметьте ограничения и перефразируйте их в положительное убеждение.
5.
Создайте среду, которая позволит комфортнее обходить установку.
«Обучение и развитие должны быть через боль» или «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Ошибаться – плохо»
«Все надо делать идеально с первого раза»
«Говорить в группе надо, только когда точно знаешь, как правильно»
«Преподаватель все знает лучше меня»
«Неважно как мне удобно, надо как сказали / как все»
«Только я знаю, как правильно, никому нельзя доверять»
«У меня ничего не получится, как в прошлый раз»
«У меня нет талантов/склонностей к этому делу»
«Мне уже поздно что-то начинать»
«Чтобы начать делать что-то, надо сначала много учиться»
Поработайте со своими установками по алгоритму. Можно сделать это на компьютере или письменно в рабочей тетради.
Задание № 9
В этом видео Рената поделится с вами важными мыслями:
рефлексия помогает прояснить свои цели и истинные намерения в обучении, а также расставить приоритеты, оценив прогресс, и выбрав дальнейший путь;
Рефлексия


вы можете выбрать из нескольких моделей рефлексии наиболее подходящую вам (Рената расскажет о двух из них).
Рената Гизатулина
Подсказка: поставьте таймер на 10 минут для изучения материала.
Проверьте себя
Вопрос
Почему благодаря рефлексии любое событие может стать для нас развивающим?
Выберите один из вариантов.
Все верно! Иногда, если не оглядываться назад, нам может казаться, что мы совсем не продвинулись. А это сильно демотивирует.
Не совсем так. Акцент на слабостях добавляет мотивации далеко не всем. Попробуйте оценить также, в чем вы добились прогресса. Это придаст больше сил двигаться вперед.
В процессе самообучения есть три основные фазы: осознание целей, действие и рефлексия полученного опыта. Это бесконечный цикл – за рефлексией идут новые цели, новые действия и новая рефлексия. Получается, что в течение жизни мы постоянно развиваемся. А уметь учиться – это значит уметь осознавать те процессы, которые происходят в ходе обучения, и управлять ими. Рефлексия как раз поможет в осознании. Мы предлагаем перейти от теории к практике уже сейчас, встраивая рефлексию в конце каждого урока или модуля на этом курсе.
Зафиксируйте важные для себя выводы, к которым вы пришли, проходя этот курс. Предлагаем использовать формулу «Раньше я делал так..., а теперь буду делать так...», чтобы сфокусироваться на практических улучшениях, которые вы можете внедрить прямо сейчас.
Подсказка: упражнения на рефлексию требуют времени и усилий. Вероятно, сейчас вам захочется перейти к следующему уроку или сделать перерыв. Попробуйте поставить таймер на 5 или 10 минут и в свободной форме – на компьютере, в заметках в телефоне или письменно в рабочей тетради – записать свои выводы по формуле, предложенной выше, отрефлексировав свой опыт обучения. После этого сделайте перерыв.
Задание № 10
Что вы узнали в модуле 2
Коучинговые методики, которые вы можете использовать для целеполагания: постановка интегральной цели и пирамида Дилтса (5 уровней).
1.
2.
Как составить свою карту навыков за 5 шагов. Карта поможет вам спланировать свое саморазвитие после постановки целей.
Для взрослых людей лучше работает внутренняя мотивация. Чтобы вам хотелось учиться дальше, помните что откаты в обучении – это нормально, не критикуйте себя сильно за ошибки, а лучше почаще хвалите за успехи. И сравнивайте свои результаты с изначальными, а не с ожидаемыми.
3.
4.
У нас всех есть ряд установок, которые мешают учиться новому. Теперь вы знаете, как работать с ними по алгоритму и обращать их себе на пользу.
Рефлексия поможет вам прояснить свои истинные намерения в обучении, оценить ваш прогресс и расставить приоритеты. Используйте предложенные в курсе модели работы с рефлексией.
5.