Базовая терминология
Процесс (бизнес-процесс)это совокупность действий или операций, направленных на создание полезности для пользователя (продукта или услуги).
Клиентский путьсовокупность действий и решений клиента, направленных на получение и использование Продукта или Услуги.
Операцияэто любое действие пользователя (сотрудника, клиента, системы), которое является частью процесса или клиентского пути и совершается с целью достижения результата. Это могут быть оформление, согласование и подписание документов, клик по кнопке в мобильном приложении, действие сотрудника в корпоративной системе, стадия производства.
Переходэто последовательность, в которой происходили две операции. Он показывает, какое действие было совершено раньше, а какое - позже. Например, тестирование функционала после разработки, оплата счета после его проверки, заказ товара после выбора его из множества вариантов.
Экземпляр процесса это индивидуальная реализация бизнес-процесса, характеризуемая своей последовательностью действий, длительностью, успешностью (или неуспешностью) в достижении цели процесса. Визуально на графе каждый экземпляр представляет собой последовательность операций и переходов.
Путь процесса объединяет в себе все экземпляры процесса с полностью одинаковой последовательностью операций. Сколько разных вариантов протекания продемонстрировал процесс – столько и путей.
Атрибут признак, связанный с этапом или событием процесса, экземпляром процесса. Например, совершивший операцию сотрудник, его подразделение и регион; тип и сумма счета, поступивших на оплату; канал поступления клиента и прочее.
Журнал событий первоисточник данных для анализа, содержащий информацию о событиях, происходивших в рамках процесса. Данные могут храниться в различных видах, например, лог-файлы, базы данных, почтовая переписка или история транзакций. Важны не источники, а качество содержащихся в них данных.
Датасет файл или представление базы данных, содержащие всю необходимую для анализа информацию. Является базой для проведения исследования.
Модель процесса упрощенная схема протекания бизнес-процесса, которая схематически показывает порядок выполнения операций, условия наступления событий и действия пользователей. Модели могут составляться в разных целях – визуализация процесса, регламентирование операций, регуляторных требований.